В январе 1904 года Петербургским Комитетом РСДРП были установлены связи со всеми существовавшими в тот момент революционными группами в различных учебных заведениях. К маю 1904 года в основном оформилась «Объединённая социал-демократическая организация студентов Санкт-Петербурга», действовавшая на правах филиала, под руководством Петербургского Комитета РСДРП.
В сентябре 1904 года был выработан устав объединённой организации петербургских студентов, определивший её цели следующим образом: «подготовка сознательных работников партии, доставление ей материальных средств и поддержка студенческого движения». Социал-демократические группы учебных заведений, как указывалось в уставе, «…есть партийные организации, состоящие из партийных работников данного учебного заведения, для руководства партийной работой в данном учебном заведении». На членов группы возлагалась обязанность работать не только в своём институте, но, по требованию Комитета, и в других частях местной социал-демократической организации. [10]
В протоколе заседания объединённой организации указывается, что 28 ноября 1904 года на Невском проспекте был арестован студент Горного института А. М. Саруханов, обвиняемый в том, что он держал красное знамя. За этим кратким сообщением кроются, однако, важные события, связанные с деятельностью Петербургской объединённой студенческой организации.
На 28 ноября 1904 года была назначена демонстрация, которую готовили студенты под руководством Петербургского Комитета РСДРП. Была выпущена специальная листовка с призывом выйти на демонстрацию. Говоря о демонстрации, газета «Вперёд» даёт следующее, небезынтересное для нас описание: «… в половине первого дня из массы публики, заполнившей тротуары Невского проспекта, на углу Михайловской улицы компактная группа развернула два красных флага с надписями: «Долой войну!» и «Долой самодержавие!» Как видно из этих материалов, из двух красных знамён, бывших на демонстрации, одно держал студент Лесного института. Появление студента 28 ноября 1904 года с красным знаменем на Невском проспекте свидетельствует о том, что он действовал по прямому призыву социал-демократов, большевиков, а может быть и являлся членом РСДРП или был связан с ней.
Вечером 29 ноября полиция пыталась произвести обыск в комнате общежития Лесного института, где жил арестованный. Однако студенты сорвали эту попытку. 30 ноября студенты в ожидании нового появления полиции, приняли необходимые меры. Очевидец этих событий профессор М. А. Шателен вспоминал, что студенты, готовясь встретить войска, вооружились графинами, в которых вместо воды была налита серная кислота.
Указанные факты дают представление об атмосфере, царившей в студенческих кругах в конце 1904 года, накануне революции. Не следует, конечно, переоценивать студенческие выступления. Студенчество было неоднородно. Многие являлись, как уже указывалось, выходцами из мелкобуржуазной, разночинной среды, выражали стихийный протест против самодержавного строя, но имели весьма путанное мировоззрение и воспринимали события с мелкобуржуазных, анархистских, эсеровских или либерально-буржуазных позиций. Некоторые впоследствии отходили от участия в движении, у них с годами пропадал революционный пыл. Но было среди студентов немало стойких, мужественных людей.
Наиболее же сознательные из них были сторонниками социал-демократов или входили в большевистскую партию.
События 9 января 1905 года стали началом революции. Выстрелы в Петербурге пробудили во всей стране огромные народные массы к активной революционной борьбе. В числе жертв расстрела был студент второго курса экономического отделения Петербургского университета Николай Васильевич Савинкин, убитый у Александровского сада. Савинкин являлся членом студенческой социал-демократической группы. На экстренном заседании 10 января 1905 года Совет организации, выразив своё глубокое возмущение по поводу расстрела мирной демонстрации, принял решение прекратить в знак протеста занятия и довести это до сведения правительства. Студенты в знак протеста, прекратив полностью занятия, фактически примкнул к всеобщей забастовке рабочих, начавшейся в Петербурге[11].
Состоявшееся в августе 1905 года совещание представителей ЦК РСДРП, работавших в России, рекомендовало студентам прекратить забастовку и приступить к занятиям с тем, чтобы превратить университетские и институтские аудитории в трибуны революции. В сентябре 1905 года ЦК РСДРП опубликовал специальное обращение «Ко всей учащейся молодёжи», которое было напечатано в большевистской газете «Пролетарий» и в специальной листовке.
ЦК РСДРП призвал демократическое студенчество воспользоваться аудиториями как трибунами для обличения правительства, превратить залы университетов и институтов в штаб-квартиры своей революционной работы. «Для этого, а не «для мирных занятий», вы должны открыть учебные заведения". В первых числах сентября 1905 года во всех высших учебных заведениях страны прошли студенческие сходки, на которых обсуждались вопросы дальнейшего участия студенчества в революции.
Ванесса Редгрейв ( 1937 )
Ванесса Редгрейв родилась 30 января 1937 года в Лондоне (Великобритания). Училась в Центральной школе музыки и драмы в Лондоне, на театральной сцене дебютировала в 1957 году, а годом позже впервые снялась в кино (`Под маской`). В начале 60 - х годов играла в составе Королевской Шекспировской труппы, в 1966 году вернулась в кино (`A Man ...
Государство.
В публицистике Калиновского серьезное внимание обращено на государство. Хорошо понимая роль государства в современном ему крепостническом обществе, он связывал освобождение крестьянства, всех трудящихся с переходом государственной власти в руки народа. О назначении демократической власти в новом обществе он в четвертом номере «Мужицкой ...
Свойства личности, жизненные цели, мотивы поведения
В.И. Ульянов был целеустремленным, образованным (знал несколько языков) человеком, хорошим оратором и обладал талантом убеждать и вести за собой массы. Он был профессиональным революционером, мыслителем, публицистом, юристом.
Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец – Илья Н ...