Хотя германская империя и положила конец раздробленности страны на многочисленные немецкие государства, она не стала, однако, единым централизованным буржуазным государством. Согласно конституции она представляла собой возникшее на основе договоров между королями и князьями союзное государство, в рамках которого отдельные государства продолжали существовать. Империя состояла из 25 отдельных государств (4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 княжеств и 3 вольных городов) и имперской провинции Эльзас - Лотарингии, аннексированной у Франции. Каждое из союзных государств располагало собственными законодательными органами (ландтагами) и разветвленной бюрократической исполнительной машиной.
Общенациональным законодательным органом был германский рейхстаг – общеимперский парламент. Он избирался на 5 лет, формально на основе всеобщего избирательного права, но женщины, мужчины до 25 лет и военнослужащие были лишены избирательных прав. В общеимперскую компетенцию входили вопросы, связанные с военным и иностранным ведомствами, таможенным и банковским законодательством, а также косвенные налоги, система мер и весов, монетная система, железнодорожное дело, почта и телеграф. Его законодательное право было весьма ограниченным, так как любой законопроект вступал в силу лишь с одобрения бундесрата и кайзера. Последние два института располагали фактическим правом вето. Бундесрат, представлявший на деле верхнюю законодательную палату, был антидемократическим органом. Он не избирался, подобно рейхстагу, а состоял из представителей князей и вольных городов, т.е. был по существу сословным органом высшего дворянства. Пруссия, располагавшая лишь 17 местами из 58 в бундесрате, тем не менее имела фактическое большинство, так как ей принадлежало вето в случае изменения конституции.
Во главе новой империи стоял кайзер, который одновременно был королем Пруссии и верховным главнокомандующим армии и флота. Королю присваивался титул императора. Императору принадлежало право назначения членов верхней палаты парламента от Пруссии. Конституция позволяла королю непосредственно руководить кабинетом министров. Император назначал и смещал единственного общеимперского министра – канцлера. Это делало Германию полуабсолютистским государством. Исполнительная власть была независима от законодательной. Имперский канцлер не был ответственен перед рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия.
Прусский король был одновременно германским императором, прусский министр – президент обычно занимал (вплоть до 1918 г.) пост имперского канцлера, а также прусского министра иностранных дел.6
Попытки модернизации гос-го строя России в первой полов. XIX
в. Сперанский М.М., Новосильцев Н.Н
Особое место в этом процессе занимала личность М. М. Сперанского, автора всеобъемлющей системы обновления государственного управления в России. В конце 1809 г. Сперанский завершил разработку "Введения к уложению государственных законов", предполагавшего превращение России из самодержавного государства в конституционное, имеюще ...
Деятельность Советского государства в области экономики. Центральные
органы управления народным хозяйством
Объединение усилий в борьбе с разрухой потребовало создания специальных органов управления. В декрете II Съезда Советов о создании правительства было предусмотрено образование ряда экономических наркоматов. Вскоре, однако, стало ясно, что необходим единый центральный экономический орган. В основу его была положена идея централизации упр ...
Промосковская и антимосковская партии Хлынова. Первые попытки Москвы покорить
вольную Вятку 1452 – 1456гг
Во второй половине XV века на Вятке образовались две партии: Промосковская во главе с земским воеводой Константином Юрьевым известным нам по героическому походу Сарай и антимосковская во главе с боярином Иваном … Мышкиным. Эти группировки в течении ряда лет боролись между собой за господство на Вятской земле. Есть предположение, которое ...