1. Вполне вероятно, что США уменьшат свою миротворческую деятельность, помощь "молодим демократиям", противодействие диктаторским режимам и т.д. Это может произойти и со странами НАТО - партнерами и союзниками США, что не может не сказаться на Украине, которая рассчитывает на американскую поддержку в процессе своей интеграции в евроатлантическое сообщество. Кроме того, внешняя политика США теперь в какой-то мере дискредитирована, а с ней и американские интеграционные инициативы.
Эти общеполитические последствия уже имеют конкретные проявления: В результате террористической операции фактически сорван саммит "Украина - ЕС", который проходил 11 сентября в Ялте. Представители Евросоюза срочно его покинули, не подписав конкретных договоров, в частности ожидаемого плана конкретных двусторонних действий по интеграции Украины с евроатлантическими структурами. Кроме того, теперь под вопросом оказывается проведение запланированной встречи руководителей Украины и МВФ/Мирового банка. Таким образом, выработка механизмов интеграции Украины с Европой заторможена на неопределенное время. В аналогичной ситуации могут оказаться и страны Восточной Европы, в частности Балтии, которые претендуют на вступление в НАТО. Во-первых, уменьшится политическая и экономическая поддержка процесса их вхождения в эти структуры. Во-вторых, неизвестные террористы воочию продемонстрировали странам-кандидатам слабость трансатлантической системы безопасности. Отвлечено внимание США и Европы от такой важного события, как президентские выборы в Беларуси. Теракты произошли на следующий день после провозглашения "победы" диктатора А. Лукашенко. Поскольку белорусская общественность и оппозиционеры заранее предвидели эту фальсифицированную победу, они готовили кампанию протеста, рассчитывая на активную поддержку других стран, прежде всего США. После теракта в Америке это стало проблематичным. Кстати, подтасовка результатов выборов - лишь один аспект проблемы. Теперь ему понадобятся новые политические ресурсы для поддержки своей власти и консолидации населения около нее. Одного "внутреннего врага" уже, очевидно, будет слишком мало. Вполне возможно, что "бацька" найдет себе внешнего врага.
Таким образом, террористическая операция 11 сентября, безусловно, приведет к уменьшению интеграционных усилий США и их союзников в Восточной Европе. К этому, как известно, давно стремится страна, которая считает этот регион зоной своих стратегических интересов, единственная протестует против расширения НАТО, единственная поддерживает диктатора Лукашенко.
2. Другим политическим последствием терактов в США является возрастание напряженности в мире и силового потенциала основных стран. Вооруженные силы Америки уже готовятся к удару по виновникам трагедии, общественность США, по данным опросов, также решительно настроена воевать. Союзники по НАТО поддерживают США, пообещав им, в частности, военную помощь. С другой стороны, готовятся к войне и страны, которые могут стать объектом удара, их союзники, соседи и т.д. Таким образом, обострение глобального цивилизационного соревнования, приобрело конкретные контуры и может привести к следующим переменам:
США и их союзники резко ухудшат отношения с арабскими и другими мусульманскими странами, возможна война против какой-нибудь из них. Очевидно, ощутимо затруднятся экономические и культурные связи арабов со странами евроатлантического сообщества. Все это выгодно стране, которая начиная с 60-х гг. постоянно претендует на роль "третьей силы" на Ближнем Востоке, патрона антиамериканских настроений в регионе. Она ожидает, что арабы, обиженные американской местью, кинутся в ее "объятья". Это, в частности, может проявляться в поставках вооружения военным режимам в Ливии и Ираке, с которыми упоминаемая страна поддерживает чудесные отношения. Теракти ярко продемонстрировали, что создаваемая сегодня в США новая система противоракетной обороны (НПРО) не защищает от нападения. Вероятно, усилятся милитаристские тенденции в мировом развитии. Это чрезвычайно выгодно для стран, в хозяйстве которых доминирует мощный военно-промышленный комплекс, а "гражданская" готовая продукция неконкурентоспособна на внешнем рынке.
3. Состояние мировой напряженности изменит не только военно-политическую, а и внутреннюю общественно-политическую жизнь стран. Усилится роль государства, армии и спецслужб. Из соображений безопасности будут, очевидно, ограничены, кое-какие права и свободы, притеснены определенные политические силы (например, политические организации нацменьшинств) и т.д. Поэтому удар по США можно рассматривать как глобальный удар по демократичным ценностям и гражданскому обществу. Это, в частности, может вылиться в следующее:
Реформы 60-х годов XVIII века
Царская Россия стремилась к полному подчинению всей Речи Посполитой своему политическому влиянию и поэтому высказывалась первоначально против ее раздела, предпочитая иметь на своих западных границах слабую и зависимую Речь Посполитую, а не агрессивную Пруссию. Однако международная обстановка 60-х годов толкала Россию на союз с Пруссией ...
Разделы Речи Посполитой. Первый раздел Речи Посполитой
Осенью 1768 г. Турция объявила войну России. Наступил момент, которого давно ждали барские конфедераты. Руки царизма теперь было связаны, и он не мог послать в Речь Посполитую значительные силы.
У конфедератов появилась надежда на получение иностранной помощи — от Турции, Франции, Австрии.
Станислав Август, пославший крупные войска на ...
Причины перелома в войне на Тихом океане
В начальный период второй мировой войны внешняя политика Японии окончательно переориентировалось на южное, тихоокеанское направление. Ее идеологической основой стала концепция «Великого восточноазиатского пространства»
-
это было формирование единого военного, политического, экономического, культурного пространства в Юго-Восточной Ази ...